Главная Магический мир Праздники Колеса года Белтейн. Начало лета.

Белтейн. Начало лета.

Весенний праздник порога

Бог и БогинаБелтейн (так же нельзя назвать ошибкой произношение Бельтайн) – праздник порога, отмечающий смену времен года – окончание весны и начало лета. Это прямой путь к середине лета, к Мидсаммеру. С этого момента проснувшаяся природа начинает бурный рост.

Традиционно отмечается Белтейн в ночь с 30 апреля на 1 мая.

Это праздник жизни и плодородия, полная противоположность Самайна. В эти дни проводятся ритуалы утверждения Жизни, чествования буйной природы и проснувшихся лесных духов. Наполняются Силой амулеты. Используется для колдовства чистая и мощная энергетика набирающей силу природы. Цикл возрождения закончился. Начинается цикл процветания. 
В викканской традиции Белтейн символизирует вхождение юного Бога в зрелость. Перемещая энергии, работающие в природе, Он желает Богиню. Они полны любви и, соединяясь, возлежат среди травы и цветов. Богиня беременеет от Бога. Ведьмы празднуют символ Ее плодородия в ритуалах. 
Белтейн (иногда его называют Майский день) отмечается фестивалями и ритуалами. Майский шест, верховный фаллический символ, занимает центральное место в старых английских деревенских ритуалах. Люди в это время собирает цветы и зеленые ветви с полей и садов, чтобы украсить Майский шест, свой дом и самих себя. 
Цветы и зелень символизируют Богиню, Майский шест — Бога. Белтейн отмечает возвращение жизни, страсти и надежды на благополучие. 
Майский шест иногда используется современными колдунами во время ритуалов Белтейна. Второе главенствующее место занимает такой символ как Котел. Он представляет Богиню — сущность женственности, исполнение всех желаний, равенство, в противоположность Майскому шесту, символу Бога.

История Бельтейна.

В ирландских мифах и сказаниях с этим праздником связано множество поворотных событий. Бельтейн время битв порядка с хаосом, сражений героев со змеями и драконами. Битва Луга с Балором происходит, по ряду источников, в канун Бельтейна, - новый солнечный бог в ней побеждает старого, «солнце разящее». Всегда надо учитывать, что противоположность Бельтейн – Самайн в кельтской мифологии носит примерно такое же значение, как противопоставление Лита – Йоль в германо-скандинавской. Происходит лишь замена божественных аспектов с зимних на летние.

По другой легенде, на Бельтейн появился в Ирландии и великан Треохайр, принесший три чудесные ветви из иного мира, из плодов которых выросли пять священных деревьев Ирландии, образуя пространство живых.
В ирландских мифах Бельтейн – время собрания в Уснехе, своеобразного «тинга друидов», в противовес самайнскому «собранию королей».
Таким образом, Бельтейн – обозначает начало нового жизненного цикла, пришедшего из зимы или ночи (из потустороннего, из-за моря, и так далее), обозначает победу порядка над хаосом, а сверх того – так же, как в канун Самайна, это время, когда истончается граница между мирами, время соприкосновения реальностей. Однако надо помнить, что Бельтейн и Самайн противостоят друг-другу в колесе года, и некоторые различия специально акцентировались в ритуалах: например, щедрость, которую следовало проявлять на Самайн прямо противоположна традиции ничего никому не давать из дома на Бельтейн, кроме приготовленной заранее и специально для ряженых еды. Считалось дурной приметой поделиться с кем-нибудь в майский день водой, едой, угольком от очага, молоком своих коров, солью, одолжить посуду. Во многих местностях даже традиционные майские хлебцы «на удачу» (совсем простенькие по составу, мука, нередко овсяная, и вода) замешивались и пеклись только своими руками. К Самайну всё, что можно, вносилось в дом – потому что после этого праздника всё, оставшееся за пределами человеческого жилья, становилось собственностью фэйри. В Бельтейн, наоборот, – ломали и сжигали всё лишнее.
Можно выделить следующие общие черты, свойственные торжествам всех празднующих его народов, вне зависимости от рода занятий (имеется ввиду земледельчество или скотоводство). Это, во-первых, затушивание всех зимних огней и разжигание нового, летнего, праздничного огня, во-вторых – жертвоприношение (бескровное и/или кровавое) и, в-третьих, встреча рассвета праздничного дня. Прочие традиции и обряды весьма разнообразны, и связаны преимущественно с типом ведения хозяйства в той или иной местности.

Костры Бельтейна. 

Во многих источниках можно найти информацию о «первом огне» Бельтейна – тот, кто в майскую ночь зажигает первый огонь, будет обладать властью над Ирландией весь наступающий год – этот мотив прослеживается и в Завоеваниях Ирландии: каждый прибывающий под Бельтейн на землю Эрин новый народ первым делом зажигал огни. Предполагается, что именно из-за возможного обретения власти над Ирландией, во время Бельтейна запрещалось разводить огонь в домах – новый огонь следовало выкупать у друидов (вероятнее всего, в обмен на какое-либо молодое животное, по некоторым источникам первенца – ягненка, поросенка и т.п. И конечно же только после того как будет разведен первый майский огонь. По легенде, когда св. Патрик зажигал свой пасхальный огонь в Уснехе, друиды предупреждали короля, что если этот огонь не будет потушен до утра, то «тот, кто зажег его будет царствовать во веки веков».
Костры Бельтейна складывались из девяти разных пород деревьев. Основной костёр складывался на холме или любой другой возвышенности, но он был не единственным: еще один или несколько костров складывались у подножия холма – нижние огни использовали для очищения животных. Вокруг костра часто выкапывался кольцевой ров – для присутствующих людей, чтобы они находились заведомо ниже огня – эта традиция сохранилась в Шотландии и некоторых частях Ирландии. Зажигался огонь «чистым» способом. В этнографических материалах, собранных в разных частях Британии, фигурирует добывание огня трением, т.к. все прочие способы считались «нечистыми».
Вообще, традиция разведения огня на возвышенности в майскую ночь свойственна почти всем европейским народам. Что касается огненных жертв в весенний день, то их можно поделить на бескровные и кровавые: Бескровные – это хлеб, майские лепёшки, остатки прошлогоднего ритуального зерна, зимние соломенные обереги, которые бросаются в огонь.

Надо отметить, что в Ирландии и Уэльсе в майских ритуалах даже в искаженной форме не сохранилось четких мотивов человеческих жертвоприношений на Бельтейн, хотя мотивы праздничной жеребьевки среди неженатых присутствуют.
Во время празднования Бельтейна в Шотландии обязательно присутствует совместное выпекание на костре и разделение между собравшимися молодыми, неженатыми людьми ритуального пирога. Пирог разламывается на части, и одна из них чернится углем; после этого куски разбираются вслепую. Тот, кто вытаскивает меченую часть, объявляется «избранным». Этот человек должен трижды перепрыгнуть через огонь, после чего считается мёртвым на весь праздник (в некоторых районах центральной Шотландии – на целый год, до следующего Бельтейна, и обходятся с ним весь этот год не очень приятно – примерно как с нежитью).
Что касается человеческих огненных жертвоприношений, то более-менее достоверную информацию о них нам дают «Записки о галльской войне», где упоминается сожжение преступников в плетёном из ветвей чучеле – однако, нет никаких доказательств связанности «плетёного человека» с Бельтейном.
Принесение в жертву животных, по всей видимости, было распространено широко. На островах Мэн и Льюис сохранились свидетельства о весеннем сожжении одной овцы живьём. В Ирландии, видимо, была традиция предварительно обезглавливания жертвенных животных. Встреча рассвета также общий мотив, на что указывает огромное количество топонимов вроде «холм рассвета», «холм восхода дня», «холм майского солнца», разбросанных по всей территории Британии.

Ритуал плодородия на Белтейн. 

ритуалы БелтейнаЭтот ритуал можно проводить для стимулирования творческого процесса и личностного роста. Его можно выполнять в одиночку или в группе, когда произносят заклинание все присутствующие. 
Для костра возьмите 9 разных пород деревьев. Традиционно магическими деревьями считались дуб, ясень, терновник, ива, береза, рябина, ольха, падуб и тис, но вы можете взять те, которые растут в вашей местности. 
Разожгите небольшой костер. Подойдет даже огонь в камине. Если вы работаете в группе, каждый человек может разжечь собственный костер. Если у вас нет возможности разжечь настоящий костер, выберите для фокуса большую, толстую свечу темно-зеленого цвета. Поставьте ее на широкий и глубокий огнеупорный поднос, помещенный на слой песка. Если вы работаете в группе, встаньте в круг, пусть каждый возьмет в руки маленькую зеленую свечку. Первый зажигает свою свечу, затем пламя переходит от одной свечи к другой, пока последний человек не зажжет центральную свечу. Каждый может принять участие в произнесении заклинания. 
Когда вы оборудуете место и зажжете свечу, произнесите:

«Огонь Бельтейна, огонь летнего Солнца и света, пламя в моем сердце, моей душе, моих чреслах, моя жизнь и свет разгораются и взмывают вверх, приветствуя летнее Солнце.» 
Возьмите прутик, лучше всего дубовый, ясеневый или терновый и проведите им круг по часовой стрелке вокруг свечи, сказав: 
«Огни здоровья, огни плодовитости, принесите то, что нужно, а не то, что хочется. Исцелите планету, благословите урожай. Господин света, мы приветствуем твой восход!»
Бросьте прутик в пламя и дайте ему обуглиться, потом выньте и поднимите его вверх, сказав: 
«Огонь Бельтейна, соединись с моим огнем и со всеми огнями во всем мире в этот день, в этот час, поднимись пламя, чтобы усилить Солнце, разгореться и навсегда остаться пылать в моем сердце.»
Бросьте прутик обратно в пламя, затем высоко подпрыгните в воздух, воскликнув: 
«Взойди и принеси плодородие, силу и радость!» 

Если вы используете свечу вместо костра, то каждый человек по очереди может опустить в пламя ветку и подержать ее там, пока она не обуглится, после чего ее надо положить на поднос и дать ей догореть или погаснуть. 
Дайте костру или свече догореть. После этого сделайте маленькие букетики из цветов и оставьте их на крыльце у людей, которым, вы знаете, это будет приятно — может быть, они больны или одиноки.

Традиционная символика этого праздника.

Цвет: зеленая символика. 
Растения: сирень, вереск, цветы яблони, цветы красного клевера. 
Символ: костры, цветы, венки, Котел Богини и Майский Шест Бога. 
Цикл: юный Бог и Богиня соединяются в майском празднике чувственности и любви для того, чтобы дать новую жизнь цветущей природе.

Этот текст я составил на основе источников в интернете. Подозреваю, что ведьма c fantasy-online является первоисточником некоторых абзацев.

Интересное
10 марта 2017 г.

День весеннего равноденствия, так же именуемый Остара, - один из восьми праздников порога  в цикле колеса года. Согласно преданию в эти дни Богиня в образе Девы вновь встречает Бога в образе Юноши, и зарождается их любовь. Но пока еще только зарождается, рассвет ее приходится уже на Белтейн, но это отдельная история. Остару же, принято считать первым днем весны, временем, когда зарождается новая жизнь.

Читать далее
07 июня 2017 г.

Этот праздник Колеса Года имеет много названий. У славян он называется Иван Купала, у народов северо-запада встречается название Лита. Так же эти дни носят название Солнцеворот. Поговорим об этом подробнее.

Читать далее
19 июля 2017 г.

С этого дня лето поворачивает на осень. Дожди становятся холодными, по вечерам даже в жаркий день уже веет прохладой. Это Ламмас или Лугнасад. Время созревания и сбора урожая.

Читать далее
Наверх