Главная Места силы Церковь Покрова на Нерли

Церковь Покрова на Нерли

У каждого региона или области есть свой памятник или место, с которым она ассоциируется. Когда речь идет про Владимирскую область сразу на ум приходит Свято-Боголюбский Женский монастырь и Храм Покрова на Нерли. Вот как раз про этот храм и пойдет речь. Ведь это не только памятник архитектуры, но и самое настоящее место силы. Эта не большая церковь так гармонично вписывается в пейзаж, что, кажется, будто она просто выросла из земли вместе с деревьями.

Если перед поездкой туда заглянуть в Википедию, то мы найдем там следующее:

"Храм Покрова на Нерли олицетворяет период расцвета Владимиро-Суздальского княжества при Андрее Боголюбском. В это время преобразился Владимир, отстроился Боголюбов — новый город с белокаменным княжеским дворцом и храмом Рождества Богородицы. За 1158—1165 годы строительная артель Андрея Боголюбского создала ряд замечательных белокаменных построек. Его храмостроительная программа сопоставима с деятельностью Ярослава Мудрого, отстроившего Киев веком раньше.

Для церкви Покрова было выбрано место чуть более чем в километре от княжеского дворца при впадении Нерли в Клязьму (позднее устье сместилось на юг, оставив после себя старицу). Устье Нерли находилось на пересечении важных торговых речных путей и служило воротами во Владимирскую землю: здесь корабли поворачивали к княжеской резиденции, отсюда разворачивалась панорама на Боголюбов с княжеским дворцом и на Владимир. Церковь должна была стать выдвинутым вперёд элементом репрезентативного ансамбля, его предвратным монументом."

Раньше храмы строились в труднодоступных местах. До храма всегда нужно было идти пешком, иногда в гору. Это делалось для того, что бы по дороге человек мог избавиться от суетных мыслей и настроиться на соответствующий лад. Сейчас такое уже почти не встречается, везде дороги и мы привыкли даже к храму подъезжать на машине. Но здесь эта традиция еще имеет силу. От ближайшего места парковки (около ж/д станции Боголюбово) до храма идти пешком почти два километра.

И когда подходишь ближе, замечаешь, что хотя Покрова на Нерли не очень большая церковь, она поражает монументальностью. Кроме того она кажется центром переплетения миров. Тут сочетается Христианство и Язычество, Восток и Запад. Говорят, для строительства Храма князь Андрей Боголюбский приглашал мастеров из разных земель. Когда вы окажетесь  тут, сомнений в этом почти не останется. Мне тоже показалось, что это очень похоже на правду.

Чего стоит хотя бы вход в церковь! Он похож на вход в церкви Западной Европы. Да, есть версия, что Андрей Боголюбский получил мастеров от Фридриха Барбароссы. Но об этом ниже.

Капители полуколонн на фасадах церкви украшены коринфским ордером. Сверху смотрят мифические существа и девичьи лики. Кто они? Точного ответа вы не найдете ни где. Но это явное языческое наследие и тайное послание древних строителей.

Зато есть один исторически достоверный факт. Археологи установили, что в XII веке церковь Покрова на Нерли была окружена галереей, и весь холм, на котором она стоит, был выложен каменными плитами, а к воде вела широкая лестница. Не сложно представит, зрелище было просто необыкновенным. Увы, этой галереи и лестницы нет уже много веков.

А теперь давайте чуть подробнее поговорим про тайны и загадки, которые связаны с историей этого храма.

Загадка первая. Дата и время постройки?

«Официальная» легенда этого места, которую озвучивают экскурсоводы и повторяют туристические справочники гласит следующее: «Храм построили в 1165 году по приказу князя Андрея Боголюбского в память о его сыне Изяславе, который погиб во время похода на волжских болгар. Предание гласит, что в трудную минуту русские люди, осаждаемые многочисленными недругами, обратились к Богородице с мольбой о помощи. И она не оставила своих духовных детей в беде: сняла с головы платок и накрыла им всех гонимых. В мгновение ока они сделались невидимыми, а вражеская конница умчалась прочь».

Но у историков возникает много вопросов по этому поводу. Фактически летописи  так скупы, что мы не найдем в них ни даты, ни даже названия церкви. Единственная летопись – Владимирский летописец – содержит и посвящение, и дату, называя церковь «Покровской» в сообщении под 1158 годом: «Сии же князь Ондрея Боголюбовный град спом осыпа, постави ту церковь камену Рождество святеи Богородици на Клязьме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь».

И только «Житие святого Андрея Боголюбского» XVI века сообщает подробности: связь храма с гибелью от ран сына Андрея Боголюбского Изяслава в 1165 году. Но другой вновь обнаруженный вариант того же Жития не содержит этого текста об Изяславе!

Темная история и со сроками строительства храма. Обычно церковь строили за 3-4 года, но в летописи говорится: «оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела», то есть храм был якобы возведен за один год.

Когда же все-таки была построена эта удивительная церковь? Люди науки лишь разводят руками и стоят гипотезы: точной даты нет до сих пор.

Загадка вторая. Откуда такое название?

Посвящение храма Покрову Пресвятой Богородицы, с исторической точки зрения, очень необычно. Ведь праздник этот зародился именно на Руси. В Византии, из которой на Русь и пришло православие, его не было. Но наиболее ранние из дошедших до нас икон Покрова относятся лишь к XIV-XV векам. Да и Покровских церквей, построенных на Руси ранее этого времени, не известно.

Могла ли церковь быть Покровской в XII веке? С точки зрения истории — это опять-таки феномен. Тексты о празднике Покрова, как и сам праздник, оформили идею Андрея Боголюбского о покровительстве Богородицы. При Андрее знали «Влахернское чудо» X века – явление Богородицы во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию во время битвы с сарацинами 1 октября 910 года.

Есть и другая версия: посвящение храма могло быть связано с другим праздником. Андрей Боголюбский установил 1 августа праздник, посвященный Спасу и Богородице после чуда, случившегося 1 августа 1164 года, когда во время похода на волжских болгар от образов Спаса и Богородицы, а также от креста стали исходить огненные лучи.

«Победный крест» с крестопохвальной надписью как раз и стоял вблизи церкви Покрова!

Этот белокаменный крест до сих пор цел, он находится в одной из экспозиций музея-заповедника. А в Третьяковской галерее хранится двусторонняя икона XII века, которую некоторые исследователи считают Владимиро-Суздальской: Всемилостивый Спас и Поклонение Кресту. Таким образом, можно усомниться, в именовании церкви в XII веке Покровской. Скорее всего, она была переименована позднее.

Но когда, зачем и кем? Опять ответ затерялся во тьме веков.

Загадка третья. Странное расположение.

Расположение действительно очень странное. Весной при разливах здесь опасная близость воды. Это конечно красиво выглядит в хорошую погоду, но делает храм труднодоступным при непогоде и просто в темноте. Кроме того потребовалось особое инженерное сооружение в виде насыпного холма-фундамента.

Если вы не знали, то теперь знайте, холм, на котором стоит Храм Покрова на Нерли - искусственный! Исследования доказали, что он был специально насыпан для строительства храма.

Благодаря археологическим исследованиям стало ясно, что раньше храм выглядел иначе. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями. Высота галереи составляла примерно 5,5 метров, а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры.

Сам холм тоже не так прост, как может показаться на первый взгляд. При исследованиях был обнаружен его удивительный секрет. На низменном пойменном берегу, вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,6 метра, до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,7 метра. Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,3 метра. Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от весенних вод. Холм был покрыт белокаменными плитами с водосточными желобами и лестницами.

А еще одна версия вообще говорит о том, что церковь стояла на слиянии Клязьмы и Нерли. Русла рек в те времена проходили несколько иначе. К тому же обе реки тогда были судоходными. Если представить эту картину, то зрелище получается просто волшебное. Почему и расположили церковь в целой версте от княжеской резиденции.

Загадка четвертая. Резьба на стенах.

Печальный факт, но в 1877 году неумелые реставраторы полностью уничтожили великолепное и уникальное внутреннее убранство храма. Исторические документы свидетельствуют, что внешне скромный, храм поражал необыкновенной красотой внутренней отделки. В куполе было помещено изображение Христа, окруженного архангелами и шестикрылыми серафимами, а фрески на стенах плавно переходили в цветную майолику пола.

Внешней отделке повезло больше. Снаружи храм до сих пор украшен необычной белокаменной резьбой, характерной именно для владимиро-суздальских зодчих. Богатые орнаменты и удивительный ряд рельефов девичьих ликов, опоясывают все три фасада храма. В настоящее время сохранилось девятнадцать таких рельефов, представляющих целую галерею скульптурных портретов. Исполнение этой белокаменной резьбы требовало немалого времени и большого технического мастерства, плюс инженерные решения для выполнения работ на не малой высоте. Даже простая обработка каменного блока предполагала более тысячи ударов мастера по инструменту. А на теску фасонного камня и резьбу рельефов церкви Покрова на Нерли по примерным расчетам  должно было потребоваться около трех с половиной тысяч человеко-дней.

Историки предполагают, что у Андрея Боголюбского был один зодчий, который руководил строительством храмов и во Владимире, и в Боголюбове. Но откуда взялась артель, и кто были эти люди - неизвестно. В летописях об этом не упоминается.

Вполне очевидно, что символическое значение имеют и резные украшения собора: троекратно повторенное изображение певца, которого идентифицируют как Царя Давида, женские лица с длинными косами, голуби, львы, грифоны. Эти символы имеют непосредственную связь с ранним мистическим христианством. Вот только точное их значение уже не установить. Пока удалось понять лишь то, что фигура вставшего на дыбы барса или леопарда (по-древнерусски – пардуса) – очень древний символ русичей, сохранившийся до наших дней в гербе Владимира.

Смысл остальных фигур до сих пор остается загадкой.

Вот такая вот удивительная церковь. Если будете во Владимире, обязательно посетите это место. От города совсем не далеко, а впечатлений хватит на долго!

Интересное
21 декабря 2016 г.

Одним из мест силы, возникшем на территории нашей страны, является небольшая деревня Дивеево, расположенная в Нижегородской области. К ее святыням стремятся многочисленные паломники и туристы. И нет человека, который бы не почувствовал, насколько велика энергетика этого места. Безусловно, ее формированию немало способствует огромное количество старинных соборов и церквей. Благодаря этому Дивеево является мощным «намоленным» местом.

Читать далее
19 июля 2017 г.

Голосов (или Велесов) овраг в парке Коломенское - место с богатой историей. С XI века здесь обитали финно-угорские, а затем славянские племена. Это место богато не только своей историей, но и загадочными явлениями и аномальными зонами.

Читать далее
15 декабря 2016 г.

Места силы — это уникальные зоны на нашей планете, которые могут улучшать настроение, создавать гармонию вокруг, либо, наоборот, ухудшать самочувствие. Исходя из этого, места силы имеюткак негативную, так и положительную энергетику. Именно на основе последней строили монастыри, церкви, храмы. В подобных местах нередко располагаются разные аномальные зоны. На Псковской земле расположено одно из таких удивительных мест.

Читать далее
Наверх