Главная Знания Колесо года Остара. Темные грани пробуждения

Остара. Темные грани пробуждения

Темная сторона Остары.

Молодая богиняДень весеннего равноденствия, так же именуемый Остара, - один из восьми праздников порога в цикле колеса года. Согласно преданию в эти дни Богиня в образе Девы вновь встречает Бога в образе Юноши, и зарождается их любовь. Но пока еще только зарождается, рассвет ее приходится уже на Белтейн, но это отдельная история. Остару же, принято считать первым днем весны, временем, когда зарождается новая жизнь. В некоторых регионах именно в это время начинается земледельческий сезон.
С этого дня природа начинает обновление: идут первые весенние грозы, набухают почки на деревьях, появляется первая зелень. Этот праздник приходится так же и на астрономическое равноденствие. День растет и становится равным ночи. Осень и зима – пора снов и власти темного начала, уже почти на исходе. Весна – время пробуждения, начинает светлый цикл Колеса года.
На Остару традиционно проводятся ритуалы связанные с поминовением усопших, очищением и защитой. От зимней спячки пробуждается на только природа, но и спавшая зимой нечисть и нежить. В этот день всегда обновляли защиту жилья. Ну и конечно же проводятся традиционные весенние ритуалы, жгутся весенние костры, зазывается весна.
День весеннего равноденствия - это праздник начала весны. Говорили, что земля в эти дни "отворяется". Как и все солярные праздники он имел несколько разные трактовки в различных климатических зонах. В более южных регионах считалось , что весна уже полностью сменила зиму, а севернее полагали, что весна только начинает свое победное шествие, но зиму еще предстоит прогнать.
Народные обряды этого времени в основном связаны с очищением и защитой. Считалось, что "раскрываясь", земля выпускает проснувшихся "гадов" - жаб, кусачих насекомых, змей. Ритуалы и были призваны защитить от этой напасти. Сжигался весь мусор накопившийся в хозяйстве. Вокруг домов раскидывали горящий навоз, обходили их с палками, колотушками, били по камням. Но змей убивать запрещалось. Подобные ритуалы были распространены на территории нынешней Восточной Европы.
В эти же дни на земле снова появлялась нечистая сила, пробуждались домовые. Выставление угощений для проснувшегося домового - тоже одна из традиций этого времени. Не забудьте угостить и вы своего. Пчеловоды окуривали травами пасеки и праздновали вылет первого роя.
На территориях нынешних Польши и Западной Украины считалось, что в этот день для защиты от сглаза, ничего нельзя давать из дома. Ни вещей, ни еды (кроме заранее испеченных специально для этого дня хлебцев). Так защищали от сглаза хозяйство. Дом обводили по кругу топором, что бы нечисть не могла переступить.
Выводились на выпас стада и проводились ритуалы защиты от волков. Били в посуду, звонили в колокольчики, громко кричали. Считалось, что волк не сможет подойти на расстояние, на которое разносится звук. Ну это и вполне логично.
В этот день большим грехом считалось работать. Нельзя было отправляться в путь. И это имело очень интересное объяснение. Раньше вещи с собой брали завязав их в узел. А вот это как раз делать было категорически нельзя. Считалось, что узлом в этот день можно завязать себе всю жизнь.
Есть несколько очень интересных мифологических мотивов, связанных с этим временем года. Это путешествие Бога или Богини в Потусторонний Мир. Как ни странно, в наиболее явном виде отголоски этих мифов сохранились в христианской традиции. Есть сказание о том, что Иисус "сходил в ад" в течение трех дней, начиная с его смерти в Страстную Пятницу (по сути это и есть время Остары), в которые его тело погребено в пещере. Но на третий день (то есть в Пасхальное Воскресенье), его тело и душа вновь соединялись, он воскресал из мертвых и поднимался на небо. А как известно, древние языческие религии содержат мифы о Богине, сходящей в Потусторонний мир и возвращающейся оттуда также в течение трех дней.
Откуда же именно эта цифра - три дня? Здесь надо вспомнить, что мы имеем дело с лунным аспектом Богини. Тогда причина становится достаточно очевидной. Как сказано в тексте одной древней книги: «...Как луна растет и уменьшается, и проходит три ночи в темноте, так и Богиня проводит три ночи в Королевстве Смерти». В нашем современном мире, отчуждающемся от природы, есть тенденция выделять время Новолуния (когда луна не видима) как один день. Мы забываем, что луна также спрятана от нашего взгляда в ночь до и в ночь после календарной даты новолуния. Но это было замечено нашими предками, которые всегда говорят о временном пребывании Богини в Стране Смерти как о продолжающемся в течение трех дней.
На самом деле путешествие на "тот свет" или в загробный мир осуществляется именно лунным женским божеством. По сути это сама Богиня (иначе говоря Природа) возвращается из загробного мира с дарами цветущей жизни.

Для журнала "Ведьмин котел"

Наверх