Главная Знания Колесо года Самхэйн. Время мертвых

Самхэйн. Время мертвых

самайнСегодня известно уже каждому, что традиция Колеса Года имеет кельтские корни. Самайн не является исключением. Естественно, каждый из 8 праздников, саббатов или дней порога (называйте как хотите) имеет два аспекта: историческое, то есть преимущественно кельтское значение и современную трактовку. Понятное дело, что про кельтов почти во всех статьях упоминают скорее для приличия, чем из искреннего интереса к их образу жизни и традициям.  Но корни есть корни, традиции надо чтить и вообще всегда полезно понимать откуда ноги растут. Итак, приступим. 

Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября - начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте - апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния. В латинской транскрипции праздник назывался «Три ночи самониоса». Смена тёмной и светлой частей года весной также отмечалась праздником. Впоследствии произношение изменилось соответственно правилам произношения на гэльских языках, и к началу нашей эры праздник стал называться Самайн, как и соответствующий ему месяц. Само слово samain обозначает «собрание», «сход».

Согласно Оксфордскому словарю фольклора, Самайн был праздником одновременно для всех народов Британских островов и прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным. Традиционно считается, что восприятие Самайна как тёмного языческого праздника, связанного с мёртвыми, обязано своим появлением христианским монахам X—XI веков, писавших о нём спустя примерно два столетия после утверждения Дня всех святых и примерно через 400 лет после принятия Ирландией христианства. В то же время уже в VIII веке День всех святых начинает постепенно замещать Самайн; благодаря взаимопроникновению гэльских традиций и католических обрядов начинают формироваться первые зачатки будущего Хэллоуина. Но сразу хочу оговориться, что Хэллоуин - это исключительно светский аспект этого праздника. Он не имеет ни какого отношения к магии и тонкому миру, соответственно и речь о нем здесь я вести не буду.

Но вернемся к истории. Начинался праздник в ночь с 31 октября на 1 ноября, считавшимся последним днём сбора урожая.

Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживёт зиму, а какая — нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.

При принятии христианства Самайн трансформировался в День всех святых, празднующийся 1 ноября, после которого, 2 ноября, идёт День поминовения.

Но тут есть определенный смысл. Отцы церкви ни когда не были глупыми людьми и  прекрасно понимали простую истину: "Не можешь победить - тогда возглавь". А поскольку Самайн  это еще и праздник поминовения усопших родственников и близких людей, то христианский День поминовения очень логично вписался в эту традицию.

В этот день, если верить преданиям, духи умерших получают свободу — но только до рассвета 1 ноября. В ночь Самайна усопшие родственники проведывают живых близких людей, наблюдают за празднованием и даже принимают в нем участие. Это праздник мертвых и смерти. В ночь Самайна в мир живых выходят злые духи и прочая нечистая сила. Все они пользуются отведенным им временем в своих целях.

Предание гласит, что холмы открывались и к людям выходили сиды, чтобы присоединиться к празднованию. Они были мудрее, выше и красивее любого  человека, если верить кельтским легендам. Иногда они сватались к обычным женщинам и забирали их с собой после окончания празднования. Сиды были способны избавить от смерти и старости. Они приводили с собой свиней, которые снова оживали после того, как становились главным блюдом пира. Сиды предсказывали будущее и могли научить невидимости. Поверья гласят о том, что и Боги присоединяются ко всеобщему празднованию в человеческих или животных обличьях.

Схожий с Самайном праздник был и у славян — Ночь Велеса отмечалась 31 октября. В этот день Белобог передает Годовое Коло Чернобогу, а ворота в между Явью и Навью открыты, пока не пропоют первые петухи. Славяне, как и кельты, проводили обряды очищения огнем, а также поминали умерших родственников, веря, что они могут присоединиться к празднованию Велесова дня 31 октября. Даже славянские приметы об этом дне схожи с кельтскими.

Традиции Самайна

blessed samainГлавная традиция Самайна — общение с усопшими родственниками. Оставьте угощение для них, просмотрите старые фотоальбомы, в которых ваши близкие запечатлены еще живыми. Если вы считаете, что в чем-то провинились перед ними, попросите прощения на Самайн — они обязательно услышат вас в эту магическую ночь. Если вы отмечаете праздник всей семьей, поставьте возле стола лишний стул, а на стол — лишние приборы для усопших родственников. Их следует вспоминать за столом, но только с позитивным оттенком. Но это не единственная тема для разговоров. Духи предков витают неподалеку от праздничного стола и слушают о жизни своих внуков. Если у вас есть возможность собрать семью за стол, обсудите все, что случилось за год, а также поговорите о тех, кому дела помешали присутствовать. Даже если вы отмечаете Самайн в одиночестве, это не повод молчать. Поговорите с духами, расскажите им о себе и их близких людях — им будет интересно узнать все подробности. Для застолья можно приготовить любые блюда, традиционные для Самайна. Это могут быть блюда из поздних овощей, например, рагу. Напиток, который импонирует Богине в облике старухи-вдовы — красное вино, но подавать можно и пиво, мед, сбитень и другие напитки. Идеально, если они приготовлены лично вами. Традиционно на Самайн выпекается домашний хлеб и другая выпечка. Яблоки и орехи — сезонные лакомства, которым тоже найдется место на столе в честь Самайна. В это время в старину начинали готовить сливочное масло и другие молочные продукты, которые будут уместны и на трапезе дня духов.

Самайн — самое подходящее время для того, чтобы избавиться от всего ненужного. Даже обычная уборка может иметь магический смысл. Ее можно превратить в масштабное очищение от негатива, который накопился за целый год. Добавьте соль и подходящие травы в воду, заговорите губки для уборки, избавьтесь от вещей, которые больше вам не нужны. После уборки можно окурить помещение благовониями, а также поставить защиту на дом. Этим можно заниматься не только 31 октября, но и 30, 29 или 28 — днями Самайна.

Когда празднуется Самайн

Традиционно, он празднуется в ночь на 1 ноября. Но у самих древних кельтов правила празднования были различны. Кто-то праздновал в ночь 1-го ноября, кто-то в ближайшее к 1-му ноября новолунию, кто-то в день возвращения скота с пастбища и т.д.

Отдельно хочется сказать о известных отрубленных головах,  которые позже заменили на тыквы. Нет, история про Джэка это не отменяет. Но Джэк - это страшная, темная сказка, а головы историческая реальность.

На стенах домов и на частокол вокруг крепости насаживали и вывешивали человеческие головы и черепа, но отнюдь не с целью испугать умерших. Кельты считали, что умершие предки хранят и защищают их.

Головы убитых врагов должны были отпугивать нечисть – всяких страшных сущностей, которых было в избытке в кельтской мифологии, и которая отовсюду выползала в эту ночь.

По этой же причине в Самайн был запрещен секс, так как вместо человеческой души может подселиться какая-нибудь демоническая сущность. Людей, рожденных девять месяцев спустя – 1 августа, опасались. Роды в Самайн тоже не одобрялись по целым двум причинам. Во-первых, по вышеприведенной причине, в момент родов мало ли кто заберется в тело младенца. Во-вторых, рожденные 1-го ноября считались зачатыми 1-го февраля в праздник Имболк, а это день Богини Бригиты, богини-девы, день чистоты и непорочности, когда нельзя заниматься сексом.

Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня. В ночь повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами.

Ритуальный огонь непременно должен быть новый, живой и чистый, т.е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.

Шествие с факелами вокруг домов, вокруг пастбищ и т.д. очищало и защищало. Дома окуривались дымом, больных подносили к кострам, чтобы на них попал дым, животных проводили между двумя кострами. Золу от священных костров растворяли в воде, и такая вода считалась целебной. Головешки из костров считались оберегами.

На угольях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусочек. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.

В более поздние времена, когда в сознании людей языческие боги и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками. В ночь Самайна не рекомендуется оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. И конечно не стоит отправляться в дорогу этой ночью, ведь есть риск встретить Дикую Охоту, а такие встречи добром не заканчиваются.

самхэйн

Наверх